Виталий Волобуев (g_gumbert) wrote,
Виталий Волобуев
g_gumbert

Categories:

Фрейд



В наше советское время имя Фрейда всегда упоминалось лишь как нечто из буржуазной философии, причем такое, о котором даже и говорить не полагалось. Вот потому-то, увидев в каком-то московском магазине его книгу «Введение в психоанализ» я, естественно её взял, как в том же году и «Так говорил Заратустра» Ницше и «Коран» в русском переводе, и «Новый завет», а также «Бхагават-Гиту» и Кастанеду.

И теперь, наверное, понятно, почему в этом же самом году я однозначно определил себя православным, особенно побывав на службе Алексия Второго во аремя возвращения нетленных мощей Святого Иоасафа Белгородского. Просто ничего более мистического в своей жизни я и не знал. И, прикладываясь чуть позже к этой святыне, видя сморщенную темно-коричневую руку (открыта только она), я не умом, а каким-то сверхчувством ощущал своё единство с этим русским мiром, в которым странным образом уживаются самые разные течения и направлениия разума и чувства.

Чуть позже, когда появился перевод поэмы Иоасафа о битве добра со злом, и выяснилось, что наш святой ещё и поэт, стала более понятным мистическая связь, существующая, видимо у всех наших настоящих поэтов, с теми, кто жил до нас, но определял путь, которым теперь идём и мы. Кто-то скажет, что в этом нет творческой свободы, а мы скажем, что творческая свобода понятие относительное, и по большому счёту у каждого известного поэта можно найти предшественника. Тут, ради справедливости, стоит заметить, что мои рассуждения не касаются гениев, но их совсем немного.

А возвращаясь к Фрейду, предлагаю маленький фрагмент из его лекций, который тогда же я выписал себе, чтобы не потерять, но только теперь понимаю, почему.


ЗИГМУНД ФРЕЙД

По книге: Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. М.,«Наука» , 1991

...Есть обратный путь от фантазии к реальности, это — искусство. В основе своей художник тоже интровертированный, которому недалеко до невроза. В нем теснятся сверхсильные влечения, он хотел бы получать почести, власть, богатство, славу и любовь женщин; но у него нет средств, чтобы добиться их удовлетворения. А потому, как всякий неудовлетворенный человек, он отворачивается от действительности и переносит весь свой интерес, а также свое либидо на желанные образы своей фантазии, откуда мог бы открыться путь к неврозу. И многое должно совпасть, чтобы это не стало полным исходом его развития; ведь известно, как часто именно художники страдают из-за неврозов частичной потерей своей трудоспособности. Вероятно их конституция обладает сильной способностью к сублимации и определенной слабостью вытеснений, разрешающих конфликт. Обратный же путь к реальности художник находит следующим образом. Ведь он не единственный, кто живет жизнью фантазии. Промежуточное царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения. Но для нехудожника возможность получения наслаждения из источников фантазии ограничена. Неумолимость вытеснений вынуждает его довольствоваться скудными грезами, которые могут еще оставаться сознательными. Но если кто-то — истинный художник, тогда он имеет в своем распоряжении больше. Во-первых, он умеет так обработать свои грезы, что они теряют все слишком личное, отталкивающее постороннего, и становятся доступными для наслаждения других. Он умеет также настолько смягчить их, что нелегко догадаться об их происхождении из запретных источников. Далее, он обладает таинственной способностью придавать определенному материалу форму, пока тот не станет верным отображением его фантастического представления, и затем он умеет связать с этим изображением своей бессознательной фантазии получение такого большого наслаждения, что благодаря этому вытеснения, по крайней мере временно, преодолеваются и устраняются. Если он все это может совершить, то дает и другим возможность снова черпать утешение и облегчение из источников наслаждения их собственного бессознательного, ставших недоступными, получая их благодарность и восхищение и достигая благодаря своей фантазии то, что сначала имел только в своей фантазии: почести, власть, и любовь женщин. (стр.240-241)

Tags: Фрейд, Цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments