Виталий Волобуев (g_gumbert) wrote,
Виталий Волобуев
g_gumbert

Categories:

Батя из Волобуевки


Фото — Анатолий Волобуев

В газете «Голос Белогорья» опубликована моя статья «Батя из Волобуевки»

БАТЯ ИЗ ВОЛОБУЕВКИ

1.

Родная деревня моего отца, судя по рассказам, была для своего времени необычной. Во-первых, в ней никогда не было церкви. Именно поэтому она и была деревней, а не селом. Причиной же этого, похоже, было протестанство его жителей. Об этом я могу судить по тому, что отец как-то обмолвился, что его дед был баптистом. И во-вторых, она была на порядок богаче всех окружающих сёл. Вполне возможно, что именно потому, что в деревне жили баптисты, она и была зажиточной. В деревне была своя мельница, свой кирпичный завод.

Уже в советское время именно в Волобуевке появились первые трактора, на одном из которых работал мой дед Митрофан Яковлевич Волобуев. Перед войной в деревне были и электричество, и радио, и кино. Работали мельница, кирпичный завод. Одним словом, это была передовая по тем временам деревня.

Был в деревне и свой селькор. Понятно, что это был мой дед. Он ездил на семинары в Курск, печатался в «Курской правде». Как рассказывал отец, с одного из таких семинаров он привёз связку книг. Это были романы Жюля Верна. С тех пор у отца на всю жизнь осталась любовь к книгам.

Что касается религиозных предпочтений, то вышло так, что жена деда, бабушка Наталья Макарьевна Бородина, родом из села Непхаево, была православной верующей и берегла свои иконы. Но однажды дед, как рассказывал отец, пришёл домой, снял все иконы и разбил о порог дома. Это и неудивительно, имея в виду, что он вырос в семье баптистов и иконы, естественно, для него были чем-то, не имеющим большого значения. Как селькор он должен был бороться с пережитками, что он и сделал. Вот только с войны потом не вернулся.

И все же бабушка и после этого не изменила к нему отношения. Учитывая то, что бабушка с детства прихрамывала и была на семь лет старше своего мужа, ей приходилось своё право на него отстаивать. По рассказам бабушки, дед был ещё тем ловеласом и она не один раз ходила бить стёкла его подружкам. Тем не менее, после того как дед пропал без вести на войне, она никогда и не помышляла о ком-либо другом.

В 1938 году дед со всей семьёй уехал на поселение в Забайкалье, в Читинскую область. Оттуда ушёл на фронт дед. Отец призывался из Иркутска, где окончил художественное училище. Возможно, именно это помогло ему выжить. Он рассказывал, что ему не давали воевать штабисты, всё время поручая ему то боевые листки, то прочую политическую агитацию. И всё-таки именно из-за ранения он окончил войну чуть раньше, на территории Литвы. Значит, повоевать ему всё-таки удалось…

2.

Однако, рассказ мой вовсе не о том, как хорошо жилось в советской деревне. Была у Волобуевки ещё одна особенность — там не было репрессий. Почему это так, я узнал спустя много лет, уже работая в колхозе. Рассказал мне об этом уроженец Волобуевки, живший там вплоть до семидесятых годов, когда деревня стала умирать. Это был колхозный шофёр Леонид Фёдорович Волобуев, по прозвищу Батёнок...

Всю статью можно прочитать в газете «Голос Белогорья», или на Прозе.ру

Все фотографии В контакте

Tags: Если вспомнить, Проза, Родина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments